Драйвер коллекторного двигателя

Публикация 01.05.2017

Микросхема L293D используется для управления коллекторными двигателями. Обеспечивает реверс и торможение. Имеет два канала управления и по тому можно использовать одну микросхему для двух двигателей.

Драйвер коллекторного двигателя L293D

На принципиальной схеме L293 видно, что каждый канал управления состоит из пары транзисторов. Для защиты от индукционных токов есть диодная защита, но только на микросхемах с индексом "D".

Схема драйвера L293D

Для управления током на двигателе допускается подавать на микросхему ШИМ сигнал. Это позволяет делать плавный старт или регулировать скорость вращения двигателя.

Распиновка L293D

Одновременное управление четырьмя двигателями

Каждый из четырех транзисторов способен управлять отдельным двигателем, но увы без реверса и торможения. Схема подключения:

L293D Одновременное управление четырьмя двигателями

Режим торможения двигателя

Если на оба транзистора (два управляющих входа для каждого канала) подать логическую единицу, то выходы канала будут коротко замкнуты между собой. ЭДС, что вырабатывается двигателем во время вращения, будет тормозить двигатель. Инерционное вращение будет минимальным, что обеспечивает мгновенное торможение.
Подобный принцип можно наблюдать в шуруповертах. Если резко отпустить курок - вал мгновенно прекратит вращение.

Если на вращающем двигателе к управляющим входам подать логический ноль, то мотор будет останавливаться как обычно при отключении питания - уменьшая вращение до полного останова.

Реверс двигателя

L293D Реверс двигателя

На один из транзисторов канала подаем логическую единицу, а на другой ноль - вращение в одну сторону. Инвертируем аналогично и получаем реверс.

Теплоотвод

У микросхемы L293D есть один существенный недостаток. В ней используются биполярные транзисторы, которые в отличии от полевых имеют значительное сопротивление в открытом состоянии, что вызывает нагрев и потерю напряжения на выходе. Если использовать мощный электромотор, то микросхема будет интенсивно греться и ей потребуется теплоотвод.
Если вы управляете одним мощным двигателем, то имеет смысл подключить оба канала параллельно и тогда микросхема сможет выдавать ток в два раза больше, чем один канал.

Пример подключения коллекторного двигателя к arduino:

L293D Arduino и коллекторный мотор
* комментарии публикуются после модерации
Нет комментариев